НАУЧНОЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО. ЛИЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

Б.С.Мельников, акад. РАИ, В.В.Крутских, акад. СтудАИ,  Ю.С.Рощина, чл.-корр. СтудАИ

 

Опыт студенческого изобретательства показывает, что для обеспече­ния высокой вероятности получения патента на изобретение за время, не превышающее продолжительность обучения в вузе, уже на младших курсах необходимо познакомиться с основами изобретательства [1] и как можно скорее сформировать для себя личный творческий метод (ЛТМ). ЛТМ форми­руется на базе научно обоснованного универсального рамочного метода экспресс-изобретательства (МэИ), разработанного в МЭИ(ТУ) [2].

Эффективность ЛТМ студента (как субъекта наукоемкой деятельности) тем выше, чем больше формальных действий и ограничений использовано при формировании ЛТМ. Такой подход несколько отдаляет ЛТМ от известных свободных неформальных (эвристических) методик технического творчества и приближает ЛТМ к методическим средствам проектирования. Однако, это не только не противоречит, но содействует введению (особенно при пере­ходе студента с младших курсов на старшие) наукоемких идей в создавае­мые изобретения. При этом изобретения являются объектами интеграции междисциплинарных (в частности, гуманитарных и фундаментальных) знаний и не только способствуют развитию у студентов правополушарного мышле­ния, но, что сейчас важнее, - биективной связи полушарий, формированию отраженной (с учетом объекта интеграции и окружающей социосферы) це­лостной социо-технической картины мира субъекта обучения.

С этих позиций разработан и поставлен цикл "Научное изобретатель­ство", дисциплины которого читаются в МЭИ(ТУ). Основной задачей на 1-м курсе является разработка нового технического решения на уровне изоб­ретения и подготовка заявки на его патентование. На 2-м курсе студент должен разработать ЛТМ и с его помощью подготовить и направить в ФИПС заявку на выдачу патента на изобретение. (На старших курсах элементы научного изобретательства включаются в специальные дисциплины и в пол­ном объеме используются при курсовом и дипломном проектировании). При разработке ЛТМ объем ограничений и формальных действий выбирается сту­дентом в соответствии с рекомендациями МэИ исходя из собственного лич­ного опыта, уровня подготовленности и степени заинтересованности.

В последующей таблице представлены результаты сравнительного ана­лиза регламента МэИ и двух регламентов ЛТМ, разработанных студентами.

 

 

Действия,

рекомендованные регламентом

МэИ

Реком.МэИ

ЛТМ 1 изоб.

ЛТМ 2 изоб.

 

 

Час

Алг

Эвр

Час

Алг

Эвр

Час

Алг

Эвр

 

Выбор предметной области

Выбор объекта творчества

Подбор "цепочки" аналогов

Библиографический анализ

Реконструкция мыследвижения

Функциональный анализ

Постр.прогностической формы

Прогноз обликового решения

Составление функц.схемы

Составление структурн.схемы

Разработка графич.части

Разработка формулы изобрет.

Разработка описания изобрет.

Разработка реферата

Составление заявления в ФИПС

2

1

2

0,5

3

6

0,5

2

1

2

1

1

2

0,5

0,5

10

90

100

100

5

90

100

10

50

50

100

95

90

90

100

90

10

-

-

95

10

-

90

50

50

-

5

10

10

-

2

1

3

0,5

2

6

0,5

2

1

2

1

1

2

0,5

0,5

10

90

50

100

50

90

100

50

50

50

90

90

90

90

100

90

10

50

-

50

10

-

50

50

50

10

10

10

10

-

2

1

2

0,5

2

6

0,5

2

1

2

1

1

2

0,5

0,5

90

90

100

100

50

90

100

50

50

50

100

100

90

90

100

10

10

-

-

50

10

-

50

50

50

-

-

10

10

-

 

ИТОГО:

В ЧАСАХ

25ч

16ч

25ч

17 ч

24ч

19ч

 

В ДОЛЯХ Алг/Эвр [ч/ч]

1,77

2,12

3,8

 

В таблице для каждого действия указана его средняя продолжительность в часах (Час), средняя процентная доля суммарной продолжительности его алгоритмических элементов (Алг) и средняя процентная доля суммарной продолжительности его эвристических элементов (Эвр). В нижней части таблицы подытожена в [час] суммарная продолжительность всех 15-ти действий, отдельно суммарная продолжительность всех алгоритмических элементов по всем 15-ти действиям и отдельно суммарная продолжитель­ность всех эвристических элементов по всем 15-ти действиям, а также отношение двух последних величин в [час/час].

Алгоритмические элементы действий ЛТМ (определяющие "наукоемкость" метода), как видно из таблицы, по суммарной продолжительности в среднем более чем в 2-3 раза превышают суммарную продолжительность эв­ристических элементов, что определяет быструю обучаемость студентов и

высокую эффективность ЛТМ. (Заметим, что для большинства известных ме­тодик технического творчества, рассчитанных на массовое изобретательст­во на уровне, близком к рационализации, это соотношение почти обрат­ное). Отклонения числовых значений от рекомендуемых объясняются разли­чием объектов творчества, различием субъектов творчества, объемом кон­сультаций преподавателя, степенью использования компьютерных средств при выполнении рутинных действий и подготовке заявочных материалов.

Эвристические элементы действий ЛТМ, как видно из таблицы, по суммарной продолжительности занимают меньшее время. Это достигнуто за счет введения большей формализации "движения исследующей мысли", для чего в качестве операционного поля используется 10-мерное поисковое пространство, координатные оси которого фиксируют формализованные ком­позиционные признаки: назначения, цели, противоречия, эвристики, поис­ковые пути и пять основных технических функций. Значения композицион­ных признаков определяются в процессе декомпозиции (действия 5,6,7). В этом пространстве с учетом законов строения и развития техники композируется новое обликовое решение, по которому составляется структурная схема, являющаяся результатом изобретения.

Приведенные два ЛТМ разработаны двумя студентами 2-го курса (со­авторами настоящей работы) в процессе обучения по курсу "Научное изоб­ретательство", использовались для создания и патентования изобретений [3,4], одобренных на конкурсе журнала "Радио" и НТО РЭС им. А.С. Попова. По результатам деятельности в области изобретательства студентам присвоены академические звания Студенческой Академии изобретательства [5].

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.                       Герасимов В.Г., Орлов И.Н., Филиппов Л.И. От знаний - к твор­честву (становление личности).-М.:Изд.МЭИ,1995.-228с.

2.                       Мельников Б.С. Социальная технология технического творчества// Матер. 3-х Академ. чтений МАНВШ "Образование и наука на рубеже ХХI ве­ка: пробл. и перспект. развития".-Минск:МАН ВШ;БГПУ,1997г.-С.119-128.

3.                       Рощина Ю.С. Двухканальная радиосеть / Рук.Б.С.Мельников // Тез. докл. Ежегодной НТК студентов и аспирантов вузов России "Радиоэ­лектроника и электротехника в народном хозяйстве". В 2-х томах. Том 1. -М.: Изд-во МЭИ, 1998.-232с.-С.113-114.

4.                       Крутских В.В. Измеритель скорости объекта/ Рук.Б.С.Мельников //Там же, с.102-103.

5.                       Мельников Б.С.  Научное изобретательство: организация и управ­ление//Тез.докл. МНТК "Электротехника".-М.:МЭИ(ТУ),1999.-4с.


 

 

Назад Основная Вперед