НАУЧНОЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

 

Б.С.Мельников, академик РАИ

При разработке направления "научное изобретательство", концепция которого изложена в [1], удобнее ориентироваться на приложения в тех сферах, где наукоемкость деятельности действительно значима. Учитывая традиционные надежды на смену парадигмы общественных интересов можно без потери общности сосредоточиться на сфере образования. С позиций философии образования "В сфере Образования должна формироваться осоз­нанная каждым человеком Вера в то, что истинный Смысл его жизни - воз­можно более полная самореализация всех его способностей на пользу лю­дям, человеческой цивилизации в целом" [2, стр.393].

Но управлять текущей образовательной деятельностью в соответствии с этим положением затруднительно, т.к. субъективное понимание студен­том содержания критерия "пользы" в повседневной текущей учебной работе весьма неопределенно: ему трудно убедиться, что полученная сегодня "пятерка" завтра же повлияет на ход развития "цивилизации в целом" или хотя бы принесет "пользу людям". Это объясняется известной замкну­тостью сферы образования, слабой связью субъекта обучения с реальной жизнью техносферы, обучением не на "живой" технике, а на её моделях, подсказанным представлениями философов, что "оперирование доступными моделями заменяет субъекту действия с реальными средствами производс­тва, формируя у него соответствующие умения и знания"[3].

Конечно, многое из перечисленного объективно следует из развития экономических процессов в сфере материального производства, и ради­кального выхода из сложившегося положения пока не видно. Но определен­ное направление движения технического образования к реальной жизни техносферы, к целостному интегральному представлению о мире техники, технической картине мира, как показывает наш уже многолетний опыт, ор­ганизовать можно. Это направление - студенческое изобретательство.

Принципиально важным здесь является требование научности студен­ческого творчества. В это понятие вкладывается использование принципа научного системного подхода при обосновании предпосылок, структуры и регламента изобретательской деятельности, учете особенностей субъекта и объекта творчества, общих и частных закономерностей развития техни­ки, изложенное в [1], а также принципов научной организации и управле­ния, разработанных как инновационные технологии в [4,5].

Однако, необходима еще конкретная организационно-правовая  форма,  в рамках которой могла бы функционировать разработанная система. Нор­мативными предпосылками для ее учреждения явился продолжительный опыт научной, образовательной и практической деятельности в области техни­ческого творчества, накопленный подразделениями, кафедрами, преподава­телями и студентами МЭИ(ТУ), особенно в рамках Центра инженерного про­ектирования и Исследовательского центра социальных технологий в обра­зовании и инженерии, а также назревшая необходимость создания неполи­тического некоммерческого центра притяжения наиболее активных и твор­чески одаренных представителей студенческой молодежи. Такая организа­ционно-правовая форма была найдена - это Отделение энергетики, элект­ротехники и радиоэлектроники Региональной Академии изобретательства [6], в качестве ассоциированного члена которого оказалось возможным учреждение Студенческой Академии изобретательства (СтудАИ).

Учредителями Академии также являются организации: Международная энергетическая Академия, Академия электротехнических наук Российской Федерации, Профком студентов МЭИ и физические лица - преподаватели и студенты МЭИ(ТУ). Академия объединяет преподавателей-изобретателей и студентов, обучающихся по специальностям энергетики, электротехники и радиоэлектроники, изучающих и применяющих на практике методологию изобретательской деятельности. Конкретные методические средства не регламентируются, однако, при оказнии научной, методической и практи­ческой помощи изобретателям используется унифицированная социальная технология технического творчества, представленная в [7].

Основными целями Академии являются:

·         поднятие престижа и романтики изобретательской деятельности и научно-технического творчества;

·         формирование в студенческом общественном сознании роли научного изобретательства как универсального средства уменьшения трудоемкости и повышения эффективности обучения; как одного из решающих факторов го­товности к практической деятельности и профессиональной мобильности;

·         консолидация усилий преподавателей, инженеров и студентов в развитии отечественного научного и технического творчества, обладающе­го огромным потенциалом для подъема российской экономики;

·         пробуждение правосознания субъектов патентного и авторского права, активное участие в формировании цивилизованного рынка изобрете­ний, патентов, изобретательских и патентных услуг.

Средством для достижения поставленных целей является участие в практической реальной изобретательской деятельности с последовательным

восхождением по ступеням следующих званий академической иерархии:

·                       "Кандидат СтудАИ" - после сдачи зачета по курсу "Научное изоб­ретательство" и подачи заявки (без соавторов) на патентование своего изобретения в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС);

·                       "Член-корреспондент СтудАИ" - после получения из ФИПС'а положи­тельного решения предварительной экспертизы, начала переписки по ос­новной экспертизе и выступления на Ежегодной научно-технической конфе­ренции студентов и аспирантов с докладом по теме своего изобретения;

·                       "Действительный член СтудАИ, академик" - после публикации тези­сов доклада (или статьи, возможно, в соавторстве) и получения положи­тельного решения основной экспертизы ФИПС о выдаче патента на изобре­тение;

·                       "Академик-резидент СтудАИ" - после коммерческой реализации сво­его патента и получения справки Государственной налоговой инспекции об оплате госпошлины с полученного дохода.

Академия рассматривает заявления студентов, желающих участвовать в конкурсе на избрание в Академию с присвоением одного из вышеуказан­ных званий. Члену Академии вручается специальный диплом, удостоверение и нагрудный знак с изображением ученого-изобретателя А.С.Попова.

Академия участвует в совместной деятельности Отделения РАИ с дру­гими академиями, в различных видах международного сотрудничества об­щественных организаций, в семинарах, коллоквиумах, симпозиумах, в де­легациях для участия в выставках и форумах.

Академия оказывает научную, методическую и практическую помощь активистам технического творчества, участвует в поддержке и поощрении наиболее активных изобретателей, представляет их в Отделение РАИ для награждения почетными званиями, дипломами, призами, знаками отличия, стипендиями.

Наиболее значительные заслуги членов Академии отмечаются медалями имени А.С.Попова и В.Г.Шухова, изготовленными из серебра на Московском монетном дворе.

В настоящее время в состав Академии входят представители от орга­низаций-учредителей, 5 преподавателей-учредителей, 7 студентов-учреди­телей, Президент и Вице-президент (преподаватели, академики), студен­ты: 5 кандидатов, 1 член-корреспондент и 1 действительный член СтудАИ, академик. Академия активно и весело функционирует и приглашает к учас­тию всех заинтересованных лиц. Примеры конкретных результатов научного изобретательства приведены в [8]. Подробности - на демонстрационном  стенде  Академии  на 2-м этаже корпуса "Б" Московского энергетического института (технического университета).

ЛИТЕРАТУРА

1.                    Мельников Б.С. Научное изобретательство: философская концепция //Тез. докл. Международной НК "Ильенковские чтения".-М.:Ин-т философии РАН,1999.-С.297-301.

2.                    Гершунский Б.С. Философия образования.-М.:Моск.психолого-соци­альный ин-т; Изд-во "Флинта",1998.-432с.

3.                    Ястремский И.Н. Основные виды самопроизводства субъекта //Тез. докл. "НТК проф.-преп., научного и инж.-техн. состава".-М.:МТУСИ, 1999.-С.377-378.

4.                    Взятышев В.Ф. Структура знаний и интеллектуальных технологий для формирования инновационной способности нации // Тез. докл. Межву­зовской НТК "Россия сегодня: общество, культура, государство, чело­век".-М.:МГИЭМ, 1998.-С.18-20.

5.                    Герасимов В.Г., Орлов И.Н., Филиппов Л.И. От знаний - к твор­честву (становление личности).-М.:Изд.МЭИ,1995.-228с.

6.                    Тыминский В.Г. Международная академия авторов научных открытий и изобретений // В сб:"Научные доклады, открытия, изобретения.Вып.1".- М.:МААНОИ,1998.-С.3-5.

7.                    Мельников Б.С. Социальная технология технического творчества// Материалы Третьих Академических чтений МАН ВШ "Образование и наука на рубеже ХХI века: проблемы и перспективы развития".- Минск: МАН ВШ; БГПУ, 1997г.- С.119-128.

8.                    Мельников Б.С., Крутских В.В., Рощина Ю.С. Научное изобрета­тельство: личный творческий метод //Тез.докл. МНТК "Электротехни­ка".-М.:МЭИ(ТУ),1999.-3с.

 

 

Назад Основная Вперед