НАУЧНОЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО. ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Б.С. Мельников, академик РАИ

Научный подход к студенческому изобретательству предполагает пос­тановку 3-х главных задач: (1) научиться изобретать технические средства, (2) научиться изобретать методические средства и (3) научиться оптимизировать эти средства путем компьютерного моделирования. Соот­ветственно разработаны с учетом дидактических требований [1-4] три курса-модуля, которые могут читаться в цикле полностью, либо из их элементов компонуются для различных контингентов слушателей (от перво­курсников до преподавателей) циклы лекций под общим названием "Научное изобретательство". Рефераты курсов-модулей приведены ниже.

Курс-модуль "Культура социально-технического творчества (КСТТ) "

Целью курса "КСТТ" является формирование личной культурной пот­ребности создания социально-значимых проектов, превосходящих современный уровень техники, культуры их патентования и реализации патентов на международном рынке интеллектуальной собственности. Путь достижения цели - приобщение к реальной изобретательской творческой деятельности.

В процессе освоения предметной области естественным образом конк­ретизируется знакомый по предыдущему семестру культурологический метод в части культуры восприятия и преобразования окружающего мира, культу­ры применения философских, исторических, психологических методических средств, культуры разработки новых социальных и технических проектов, культуры отечественного изобретательства. Рассматриваются также необ­ходимые элементы социальных технологий, маркетинга, эвристики, морфологического анализа, метод экспресс-изобретательства. Вырабатываются умения ориентироваться в системах международной классификации интеллектуальной собственности, пользоваться патентным фондом университетс­кой библиотеки, отечественным фондом Всероссийской патентно-техничес­кой библиотеки, броузерами и русскоязычными серверами Интернет.

Результатами семестровой творческой деятельности оказываются: ос­воение метода экспресс-изобретательства, позволяющего изобретать соци­ально-значимые технические устройства и системы в произвольной пред­метной области, несколько изобретений 1-2-го уровня сложности, одно из которых, возможно, подается в ФИПС для получения патента на изобретение. Это позволяет студенту заявить о себе через Интернет как о расту­щем специалисте на международном деловом рынке интеллектуальной собс­твенности, укрепляет личностные, мировоззренческие, не исключено и ма­териальные позиции, повышает общий жизненный тонус и, как следствие, эффективность обучения в университете в целом.

Курс-модуль "Методы социально-технического творчества" (МСТТ)

Целью курса "МСТТ" является формирование и развитие методологи­ческого потенциала студента в направлении создания и реализации проек­тов социально-значимых радиотехнических устройств и систем. Путь - приобщение к реальной методологической творческой деятельности с раз­работкой социально ориентированной технологии личного творчества (субъект-объектного личного творческого метода).

В процессе освоения предметной области кратко повторяется и расс­матривается с другой, новой (методологической) точки зрения материал предыдущего курса; изучаются необходимые элементы структурного анали­за, морфологического синтеза, прогнозирования, методологии творчества и менеджмента. Вырабатываются умения ориентироваться в известных мето­дических средствах технического творчества (АРИЗ - алгоритм решения инженерных задач Г.С.Альтшуллера, ОЭМ - обобщенный эвристический метод А.И.Половинкина, МФ - метод фантограмм Р.П.Повилейко и др.) и в поиске новых методических средств с применением современного справочно-поис­кового аппарата (МПК, УДК, ББК, ГАСНТИ, ВИНИТИ) в отечественных и за­рубежных фондах ГПНТБ и РГБ, в сети Интернет. Особое внимание уделяет­ся разработке и практическому применению (при поиске новых социаль­но-технических идей и решений) субъект-объектно ориентированного лич­ного творческого метода.

Результатами семестровой творческой деятельности оказываются: разработанный личный творческий метод, ориентированный на конкретную область радиоэлектроники, несколько патентоспособных социально-технических решений 2-3-го уровня сложности, заявка на выдачу патента на изобретение, поданная в Федеральный институт промышленной собственнос­ти (ФИПС), выступление на Студенческой научно-технической конференции (с публикацией тезисов доклада, возможно, в Интернет).

Курс-модуль "Поисковое социально-техническое проектирование" (ПСТП)

Целью курса "ПСТП" является формирование профессионального уровня поисковой творческой деятельности при предпроектных исследованиях пу­тем включения в реальный процесс выполнения творческой части курсового (или макета дипломного) проекта и сравнительного моделирования найден­ных социально-технических решений на ПК.

В процессе освоения предметной области кратко повторяется и ин­тегрируется материал предыдущих курсов ("КСТТ", "МСТТ"); изучаются не­обходимые элементы структурно-функционального анализа и функциональ­но-структурного синтеза, эврологической прогностики, патентоведения, сравнительного цифрового моделирования. Вырабатываются умения исполь­зовать методические средства для курсового и дипломного проектирова­ния, метод экспресс-изобретательства, личный творческий метод, диало­говые программные средства (АИПС, ДНРТР, PSpice, LabVIEW), обобщаются и развиваются методы научно-информационного поиска по фондам НТБ МЭИ(ТУ), РГБ, ВПТБ, ЦПБ, ГПНТБ, включая справочно-поисковые средства (в том числе электронные каталоги, CD ROM и Internet). Основное внима­ние уделяется разработке моделей на структурном уровне и их сравнении в среде PSpice или LabVIEW, а также составлению списка литературы по предметной области.

Результатами семестровой творческой деятельности оказываются: ма­кет творческой части курсового или дипломного проекта с полностью под­готовленными разделами: Введение, Информационные исследования, Разработка функциональной схемы, Разработка структурной схемы, Сравнительное моделирование аналогов, Заключение, Список литературы, Приложения; несколько социально-значимых патентоспособных технических решений не ниже 3-го уровня сложности; выступление на студенческой или научной конференции с публикацией тезисов доклада; возможно участие в написа­нии учебно-методических материалов.

В рамках учебного процесса приветствуется привлечение и исполнение (возможно, с соисполнителями) заказов сторонних организаций или частных лиц на разработку социально-технических проектов, пригодных для дипломного проектирования, в области радиоэлектроники на патентос­пособном уровне (не исключено - на коммерческой основе).

При выполнении дипломного проектирования (бакалаврской, магис­терской работы) предусмотрено по желанию дипломанта включение в пояс­нительную записку всех материалов, подготовленных в течение обучения (а это до 50% объема записки).

В рассмотренных курсах на лекции отводится половина учебного времени, а остальное используется для проведения семинарских занятий и выполнения лабораторно-практических работ. На семинарах осваиваются наиболее трудоемкие фрагменты курсов, связанные с обучением эвристи­ческим процедурам. Л.-п. работы проводятся в библиотеках (патентно-информационный поиск) и в компьютерных классах (поиск технических решений и подготовка материалов для патентования). Компьютеры используются только для выполнения рутинных работ (поиск, представление, редактиро­вание и распечатка текстовых, табличных и графических файлов). Все творческие действия инициируются и выполняются студентом в соответствии с регламентом метода экспресс-изобретательства на базе текстов, таблиц и блок-схем, фрагменты которых имеются в памяти ПК.

Настоящая дидактическая концепция развивалась на практике много лет и в настоящее время может считаться полностью отработанной, т.к. прошла проверку на студентах 1-6 курсов, включая курсовое и дипломное проектирование.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Проблемы вузовского учебника:Т ез .докл. "Всесоюзн.НМК".-М.:Изд. Моск.ун-та,1979.-164с.

2.        Рекомендации к методической разработке учебного процесса по отдельным дисциплинам/ Б.В.Данилов.-М.:МЭИ,1985.-52с.

3.        Филиппов Л.И. Проведение научных исследований и педагогический процесс:Уч.пос./Под ред. Б.В.Данилова.-М.:МЭИ,1987.-84с.

4.        Меняев А.Ф. Преподавание и учение в техническом вузе :Уч.пос.-  М.:Изд.МЭИ,1993.-176с.

 

 

Назад Основная Вперед